POS-терминалы и оплата банковскими картами
На сегодняшний день практически все торговые точки (к ним относятся магазины, рестораны, салоны красоты, гостиницы и т.п.) оборудованы специальными терминалами для осуществления приёма
безналичных денежных средств. Эти устройства называются
POS-терминалы (
Point Of Sale - точка продаж), с помощью них, например, кассир в магазине, имеет возможность перевести средства
со счёта банковской карты на счёт магазина.
Во всех таких точках продаж, в которых возможна оплата безналичным расчётом
с помощью пластиковой банковской карты, в непосредственной близости от кассового аппарата или около входа в заведение помещается
специальная наклейка, на которой располагаются логотипы всех
платёжных систем, карты которых могут быть приняты к оплате на
POS-терминале данной торговой точки.
Основные правила оплаты с помощью банковской карты
Сам по себе
процесс оплаты покупок или услуг с помощью
банковской пластиковой карты достаточно прост и понятен, однако существуют некоторые особенности, ознакомиться с которыми
желательно до начала использования карты:
- Любое действие с Вашей картой кассир обязан производить только с Вашего согласия и только у Вас на виду.
- Кассир, согласно Российскому законодательству, в случае, если держатель карты отказывается предъявить документ, удостоверяющий личность, отказать ему в проведении операции безналичного платежа.
- В процессе каждой операции по безналичному платежу с использованием карты распечатывается чек. Обратите внимание, в этом чеке не должно быть никаких дополнительных комиссий, наценок, "чаевых" и прочих сопутствующих платежей.
- В случае, если у кассира, производящего операцию оплаты, возникают сомнения в подлинности документов, удостоверяющих личность, или подлинности банковской карты или законности производимой операции, он имеет право не только отказать в проведении операции, но и изъять, а в некоторых случая даже уничтожить карту.
Процесс оплаты с помощью банковской карты
Современные технологии позволяют произвести процесс оплаты с использованием пластиковой банковской карты буквально в течении минуты. Давайте рассмотрим, как происходит такой процесс в деталях.
- Клиент изъявляет желание оплатить свою покупку безналичным способом с помощью банковской карты.
- Кассир просит показать документ, удостоверяющий личность клиента (особенно, если сумма оплаты значительная).
- Кассир проводит карту через специальный паз в POS-терминале, терминал генерирует запрос на разрешение списания суммы со счёта и отправляет его в платёжную систему.
- Платёжная система, в свою очередь, отправляет запрос на разрешение операции в банк-эмитент, в случае, если на счёте карты есть необходимая (запрашиваемая) сумма, она резервируется на время проведения операции (блокируется). Такая блокировка может осуществляться на срок до 30 дней.
- В случаях, когда требуется ввод ПИН-кода, кассир просит клиента его ввести, в противном случае при проведении платежа распечатывается специальный чек, называемый слипом, на котором клиент должен поставить свою подпись.
- Сам клиент должен проверить, соответствует ли сумма на распечатанном чеке сумме покупки, а кассир, в свою очередь, сверяет подпись клиента с подписью на обратной стороне банковской карты (они должны быть идентичными).
- Кассир возвращает клиенту его банковскую карту, а также чек, на котором ставит свою подпись (в случаях ввода ПИН-кода подпись кассира также не требуется).
Осуществление контроля расходов по карте
На сегодняшний день практически все банки предлагают подключить очень полезную дополнительную услугу - СМС-информирование об изменении баланса. Практически в течении нескольких секунд после поступления средств на счёт Вашей карты или их списания (например, при совершении любой покупки или снятия наличных в банкомате) на указанный номер мобильного телефона будет приходить СМС с кратким описанием суммы покупки, места покупки и остатке денежных средств на Вашем счёте. С помощью такой информации можно оперативно контролировать свои расходы и осуществлять планирование дальнейших покупок по карте.
Если произошла такая ситуация, когда сумма списания, указанная в СМС не соответствует сумме покупке, либо Вы вовсе не совершали никаких покупок, а получили СМС-сообщение о списании денежных средств со счёта, необходимо немедленно обратиться (позвонить) в службу поддержки клиентов банка (эти службы, как правило, работают в круглосуточном режиме) и сообщить о произошедшей ситуации. Ваша карта будет заблокирована, а незаконно списанные средства будут возвращены на счёт после аннулирования несанкционированного платежа.